Стаи брошенных друзей
Лошади с необычным окрасом, новорожденный верблюжонок, удивительные истории спасения котят и щенят – новости от государственной ветеринарной службы Забайкальского края нельзя читать равнодушно. Но кроме неординарного и всегда доброго, есть и рутинная работа. О важной и широко обсуждаемой проблеме бездомных животных рассказывает руководитель службы Андрей Лим.
— Зачем вообще нужна ветслужба?
— Основная работа – это лабораторно-диагностическая и лечебно-профилактическая деятельность. Это и проведение плановых мероприятий по недопущению возникновения заболеваний – дважды в год ветеринарная служба проводит обработки – ветеринары выезжают в хозяйства и берут кровь у животных для исследований на различные заболевания. После этого проводится вакцинация животных, аллергические исследования на туберкулез.
В этом году мы приняли участие мониторинге по теме того, кто в субъектах РФ занимается отловом, содержанием безнадзорных животных. У большинства эти полномочия возложены на муниципальные районы. И мы считаем это правильным. Поэтому мы разработали законопроект, который был принят в первом чтении Законодательного собрания, и ожидает второе чтение. По нему появится закон, который будет соответствовать нормам федерального, и перенесет эти полномочия на муниципалитеты.
— Вы говорите о мониторинге субъектов страны по теме полномочий. А перенимаете ли вы практики работы с безнадзорными животными из других регионов?
— Да, когда разрабатывали проект закона, изучали практики наших соседей – Иркутской области, Бурятии, регионов ДФО. Изучали их опыт. Пришли к единообразию опыта этих регионов.
— Какие отличия действующего закона от разработанного вами?
— Как уже сказал, сейчас полномочиями по отлову безнадзорных животных наделены все подведомственные учреждения службы. Но полномочия по содержанию животных имеют только 11 районов. Получается парадокс. Допустим, отлавливая животное в одном районе, его нужно везти куда-то в другой. Мы предлагаем консолидировать полномочия. И все средства, предусмотренные на одну голову, передать районам.
Это не говорит о том, что главы этих районов должны создавать службы либо сами заниматься отловом. От них требуется лишь провести торги на заключение договоров. На них должны выйти подрядные организации, которые будут иметь приют, специализированную технику, обученных ловцов, спецсредства для этого. По действующей практике, ветеринары отлавливают животное, которое помещается в приют на 6 месяцев. На этот период на него выделяется порядка 10 тысяч рублей. Мы предлагаем содержать животных в течение 20 дней, на это выделять 7,2 тысячи. В этот период должна пройти стерилизация животного, лечение, идентификация. Если не найдется владелец, то возвращение в естественную среду обитания.
— Много ходит разговоров о том, что собак по дороге в приют усыпляют…
— Во-первых, с 1 января 2020 года изменены требования к отлову животных. Наши специалисты используют только лекарственные средства, которые обездвиживают животное. Но эти средства действуют не так быстро, из-за чего снизился объем отловленных животных. То есть за год отлавливали порядка 7 тысяч животных, а в прошлом году поймали порядка 3 тысяч. Это произошло из-за изменений в методике отлова. Но говорить о том, что кто-то усыпляет… Я могу ответственно заявить, что ветеринарная служба не занимается усыплением животных.
— Как происходит отлов? Есть какие-то определенные правила?
— Давайте рассмотрим на примере Читы. Есть номер телефона, мессенджеры, заявки принимаются и в форме письменных обращений. Есть график, согласно которому составляются заявки. Выездные бригады выезжают в соответствии с графиком. Конечно, бывают и горячие вызовы вне очереди.
Проблема в том, что две бригады из шести человек не могут справиться с тем объемом вызовов, который есть. Проблема не только в безнадзорных животных. Ведь в частном секторе и даже в черте города есть собаки, прикормленные людьми, у которых есть владельцы. Они домашние, но не содержатся на привязи, находятся на воле.
Кроме того, у ловцов есть ограничения. Нельзя производить отлов в общественных местах, в присутствии детей. Нельзя отлавливать животных, если на них есть ошейники – это признак того, что у собаки есть хозяин. Таких ловить нельзя.
У ловцов есть специальные ружья, которые стреляют шприцами с препаратом. После отлова животное увозят в приют ИК-3. Там имеются вольеры.
— Какие суммы затрачиваются ежегодно на отлов, содержание собак?
— Ежегодно выделяем порядка 21 млн рублей. У нас в бюджете этого года заложена такая же сумма. Но некоторые муниципальные районы не осваивают деньги. В 2020 году нам вернули около 3 млн рублей.
С учетом нашего законопроекта, финансирование на одну голову может увеличиться в шесть раз. Хотя некоторые противники законопроекта убеждают, что этих денег недостаточно.
Я считаю, что вообще убрать собак из городской среды невозможно. По законам природы, пространство всегда должно заполняться. И либо оно будет заполняться здоровыми, стерилизованными собаками, которых мы вернем на улицы, либо там появятся нестерилизованные и продолжат размножаться.
— Зависит ли число отловленных животных от сезона?
— Конечно. В осенне-зимний период идет приток в геометрической прогрессии. Мы неоднократно этот вопрос обсуждали на площадке администрации Читы с кооперативами и с общественниками. Действительно, уже избитая тема – летом люди заводят на дачах собак, а осенью не могут себе позволить взять их в квартиру и бросают на участке. Животные ищут себе корм и приходят в город. Сейчас в зимне-весенний период начинается процесс скрещивания. И собаки бегают группами по городу.
— Вы работаете с общественниками?
— В течение 2019-2020 годов к нам обращались зооволонтеры, просили предоставить помещение для стерилизации животных. На базе Читинской городской ветстанции делали это, мы безвозмездно помещение предоставляли.
В течение прошлого года наши подведомственные учреждения регулярно проводили льготные акции стерилизации. Предоставлялись хорошие скидки. В Хилке и вовсе проходил лототрон, когда клиент из чаши мог достать контейнер, в котором лежит записка со скидкой. И такие акции регулярные.
— Лично вы как считаете, что необходимо, чтобы решить проблему бездомных животных?
— Должен быть комплексный подход. Это и работа властей, и совместная работа с общественниками, и ответственное отношение людей к своим питомцам, конечно.
— У вас есть собака?
— Да, у меня есть собака, которую мы с семьей взяли совсем недавно в Чите в одиннадцатимесячном возрасте, очень ей рады. Есть кошка, которая приехала с нами с предыдущего места жительства. Варвара действительно член семьи, требующая к себе внимания и особого отношения.
— Любите ли вы животных?
— Когда много лет в ветеринарии, хорошее отношение к животным – это уже профессия.
Управление информационных коммуникаций, Екатерина Рахманова
email: infocom75@yandex.ru
Ветслужба Забайкалья напомнила об инфекционной болезни крупного рогатого скота
Плановые ветеринарные профилактические мероприятия проходят у оленеводов Забайкалья
Cемья из Улетовского района Забайкалья посвятила 80 лет работе в ветеринарии
Семья из Улетовского района Забайкалья посвятила 80 лет работе в ветеринарии
Госветслужба Забайкалья напомнила о важности идентификации сельхозживотных
Госветслужба Забайкалья напомнила о важности идентификации сельхозживотных